Житель Грайвороновской улицы делает обрядовые маски и возрождает народные традиции
Алексей Блинов из Текстильщиков вот уже 12 лет возрождает утерянные традиции ряженья в России. По профессии резчик по дереву он руководит фольклорным объединением «Окрутники» (окрутник — это ряженый). Сегодня его деревянные обрядовые маски находятся в отечественных и зарубежных музеях и коллекциях, в том числе и в первом музее масок на Сардинии.
Однажды друзья позвали в экспедицию
Этнографией и этнологией 50-летний Алексей увлекся на любительском уровне ещё в 1990-е. Вспоминает, что друзья позвали его как-то с собой в экспедицию. Они собирали этнологический материал в Архангельской, Вологодской, Ярославской областях.
Деревянные маски использовались в древних обрядах.
— Такие обряды, как «похороны Костромы» и «конь-русалка» я лично видел в деревнях, когда ещё старушки были живы и их проводили, — вспоминает Алексей. — Они мастерили бороды из пряжи, а маски из папье-маше использовали покупные. Например, весенне-летний обряд «Проводы-похороны Костромы» проходил 15 июня. Соломенное чучело, олицетворявшее девушку Кострому, сжигали либо хоронили, а ряженые её оплакивали. Другой обряд «вождения русалки» я видел в селе Оськино Хохольского района Воронежской области, тоже в июне. Ряженому в виде коня-русалки с рогами и бородой подвешивали на шею колокольчик, а другой ряженый — «старик» или «цыган» — обходил с ним все дворы в селе. Подойдя к дому, Конь-Русалка бил рогами в ворота, ложился и не уходил, пока не получит подарок. На Троицу также водили «танку» — ряженые надевали старую одежду, рвали её, чтобы лохмотья волочились по земле и поднимали пыль, на ноги для смеху надевали старые валенки, у которых отваливалась подошва. Иногда мужчины наряжались женщинами. В этих костюмах люди с песнями и плясками шли по селу.
«Среди нас полицейский и альпинист»
Приехав из экспедиции домой, Алексей загорелся идеей возродить древнюю маскарадную культуру. И стал вырезать маски, отталкиваясь от изученных источников.
— Думал, что это одному мне дураку интересно. Но вскоре я «оброс» единомышленниками, и мы создали объединение «Окрутники». Сегодня нас более 15 человек, среди которых совершенно разные люди: и полицейский есть, и промышленный альпинист. Нас можно увидеть на мероприятиях, связанных со славянскими праздниками, во время новогодних и масленичных гуляний.
«Мечтаю сделать музей»
— Сейчас вся коллекция хранится у меня дома, — вздыхает Алексей, — вся квартира в масках. Мы пытаемся выйти на какую-нибудь площадку, может, даже сделать музей. Жена — мой главный сподвижник, читает лекции по этнографии. Наша задача — сохранить традиции нашего народа. Ряженые-то ходят не просто так, а совершают определенные действия. Например, ритуальную пахоту: таскают с собой плуг, пашут снег. Могут семена разбрасывать, а могут и золу и песок: чтобы в новом году прибавилось детей, денег, плодов. Окрутники должны были и на музыкальных инструментах играть, и петь. Вот и мы на все руки мастера!